Главная / Наука и инновации / Государственная политика

Государственная научно-техническая политика Республики Беларусь

Стратегические цели инновационного развития и пути их достижения закреплены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Целью программы является достижение Республикой Беларусь уровня инновационного развития стран-лидеров в регионе Восточной Европы на основе реализации интеллектуального потенциала белорусской нации.

Основные усилия будут направлены на:

  • стимулирование разработок технологий, товаров и услуг, соответствующих V и VI технологическим укладам, в том числе за счет приоритетного их финансирования, а также экспортоориентированных разработок;
  • формирование полноценного рынка научно-технической и инновационной продукции, совершенствование институциональной среды, развитие и стимулирование инновационного предпринимательства;
  • создание национальной системы технологического прогнозирования;
  • создание и стимулирование развития опытно-внедренческих структур;
  • развитие инновационной инфраструктуры;
  • развитие национальной системы интеллектуальной собственности;
  • стимулирование участия молодежи в сфере научно-технической и инновационной деятельности, формирование и развитие новых бизнес-моделей молодежной занятости в инновационной сфере, в том числе на поддержку молодежных стартапов;
  • развитие системы научно-технической информации.

Основные направления государственной инновационной политики на 2021–2025 годы:

1) Формирование лучших в регионе Восточной Европы условий осуществления и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности на основе имплементации передовых мировых практик:

  • концентрация государственной поддержки на приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021–2025 годы;
  • ускоренное развитие в республике изобретательства, рационализаторства и инженерно-технического творчества;
  • развитие национальной системы интеллектуальной собственности;
  • ускоренное развитие инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • формирование комплексной системы преференциальных режимов, налоговых льгот и механизмов финансирования, охватывающей все этапы инновационного цикла;
  • повышение роли и престижа «креативного класса» (ученых, разработчиков, изобретателей, рационализаторов, предпринимателей-инноваторов) в качестве ключевого субъекта инновационного и социально-экономического развития страны.

2) Обеспечение инновационного развития традиционных отраслей национальной экономики на уровне Европейского союза на основе повышения наукоемкости производства:

  • формирование технологического базиса для инновационного развития традиционных секторов национальной экономики на основе заданий научно-технических программ и инновационных проектов, соответствующих высокотехнологичным производствам, основанным на V и VI технологических укладах, в том числе с использованием национальных разработок;
  • цифровая трансформация традиционных секторов национальной экономики.

3) Создание новых и ускорение развития существующих наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики:

  • организация разработки и реализации комплексных проектов, прежде всего на основе коммерциализации отечественных разработок;
  • развития инновационного предпринимательства в высокотехнологичных отраслях;
  • сбалансированного развития высокотехнологичных секторов во всех регионах Республики Беларусь.

4) Расширение присутствия и закрепление позиций Республики Беларусь на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции:

  • развитие взаимовыгодного международного научно-технического и инновационного сотрудничества с привлечением в экономику страны технологий мирового уровня и иностранных инвестиций в научную, научно-техническую и инновационную сферы;
  • диверсификация номенклатуры и географической структуры экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

Для развития взаимовыгодного международного научно-технического и инновационного сотрудничества с привлечением технологий мирового уровня в экономику страны и иностранных инвестиций в научную, научно-техническую и инновационную сферы необходимо обеспечить решение следующих задач:

  • увеличение количества и объема финансирования проектов, выполняемых в рамках международного научно-технического сотрудничества в соответствии с международными договорами;
  • повышение эффективности международного научно-технического сотрудничества;
  • обеспечение доступа отечественных организаций и ученых к передовым зарубежным технологиям и международному рынку инвестиций.

Механизмами их решения являются:

  • разработка стратегических документов на уровне Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Союзного государства, других международных интеграционных объединений в научно-технической сфере с учетом интересов Республики Беларусь;
  • формирование единого научно-технического пространства в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза;
  • расширение совместных исследований и разработок ученых Беларуси и Китая для организации совместных производств, в том числе в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень»;
  • развитие международного трансфера технологий с обеспечением импорта наиболее перспективных зарубежных технологий;
  • участие в региональных проектах международных организаций, отвечающих интересам Республики Беларусь;
  • проведение на территории Республики Беларусь знаковых для международных организаций форумов и мероприятий;
  • инициирование проектов технической помощи, направленных на совершенствование государственной инновационной политики и повышение эффективности инновационной деятельности, для реализации их в республике международными организациями (внедрение принципов умной специализации, развитие механизмов венчурного финансирования на принципах государственно-частного партнерства и другое);
  • вхождение представителей Республики Беларусь в руководящие органы международных организаций в сферах научно-технической и инновационной деятельности, охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и действующие при них экспертные группы в целях учета и продвижения интересов страны.

 

Информация обновлена 23.02.2022.